К Стене! – Заметки из путешесвтия по Китаю

Ехать на Великую китайскую стену неподготовленным – неправильно. Но как быть, если информация постоянно меняется? Сначала я вычитал, что Великая стена –  это единственное сооружение, созданное руками человека, которое видно из космоса. Прошло немного времени и теперь стало ясно, что эта информация – блеф. Кому верить?

Говорят, что где-то на стене есть табличка «Металлический суп». И посвящена она генералу Каю. Почему металлический, если генерал Кай заставлял добавлять в раствор рисовый суп. Историки утверждают, что именно этот участок самый крепкий во всей китайской стене. Вот вам еще одна загадка Китайской стены.

Меня пытаются убедить в том, что за время строительства погибло свыше двух миллионов рабочих. А может быть больше? Многие из бывших рабочих, утверждают ученые, замурованы в эти стены. Страшно? Я даже не хочу отвечать на этот вопрос….

Но кто и как сосчитал число погребенных в стене, если она началась строиться еще в  V в. до н. э., а закончено строительство в XVI веке.

И опять, кто сказал, что строительство закончено? Лично я этого не увидел. Стена постоянно обновляется. Даже осталось такое впечатление, что камни завезли сюда относительно недавно и выложили их по образу и подобию старых мастеров. Специалисты внимательно следят за тем, что бы туристы не испытывали дискомфорта. И разрушений быть не должно, а то китайцы и гости одного из чудес света просто разнесут стенку на сувениры. Вам смешно? Но это Китай…

Из центра Пекина, который только для «бывших» из СССР и нынешних из Японии называется Пекин, а для самих китайцев и всех остальных граждан планеты – Бейдзинг. Надеюсь, что самые внимательные и любопытные сумели разглядеть эту надпись, которая практически не сходила с экранов телевизоров во время Олимпиады. Но оставим в стороне эмоции. Итак, мы садимся в такси и отправляемся к Великой китайской стене.

Расстояние это, ориентировочно, около 60км. С таксистом, после долгих переговоров, в конце концов, договариваемся о цене в 500 юаней. Курс: 100 долларов – 676 юаней. Договориться тяжело. Водитель автомобиля, похожего чем-то на нашу «Славуту» улучшенной планировки, не понимает никакого, кроме китайского. А мы, призвав на помощь переводчиков с английского, только и делали, что подставляли к его носу растопыренные пальцы одной руки. Китаец надеялся договориться при помощи двух ладоней, но многолетний опыт посещения «Озерки» берет свое.

Итак, договорились за пятьсот юаней. Он нас повезет туда и обратно, плюс, будет ждать два часа, пока мы прогуляемся по Стене и ее окрестностям. По рукам.

Поехали!

Утром еще хорошо, пробок нет. Про дороги говорить ничего не буду, чтобы вы не завидовали. Здесь любой «Запорожец» будет скользить как шестисотый «Мерседес». Если вы ни разу не были за рубежом, то объяснять бесполезно. Просто отмечу, что даже в других странах я не видел такой дорожной глади. Но не будем о грустном.

Когда мы стали приближаться к горам, то я только в этот момент понял, почему так своеобразна живопись Китая. Контраст двух цветов – правда.

А вот первый раз вдалеке мелькнула, так знакомая по фотографиям, Великая китайская стена. Эта огромная каменная змея как-то хитро уходила то вверх, то вниз, ощетинившись своими шипами.

Мне все казалось, что вон там, за тем поворотом будет остановка и тогда… Но автомобиль все ехал и ехал в горную даль. Наконец, несколько заковыристых зигзагов и мы оказываемся на большой и длинной площадке, где скопились автобусы, такси и просто частные автомобили.

Поскольку переводчиков уже нет, мы интуитивно пытаемся попасть на Стену, но поддавшись тому, как красиво встречали нас китайские барышни у небольшого прохода, вдруг попадаем совсем не туда, куда хотелось, а в музей. Потом долго пытались из него выбраться, ведь время с водителем было обговорено заранее, но это тоже оказалось непростой задачей. И все-таки нам это удалось! Из запутанного лабиринта мы выбрались. Большим плюсом стал тот факт, что на макете нам удалось увидеть все кривое кольцо знаменитой стены.

А вот, парадный вход, был в абсолютно другой стороне. И прежде, чем попасть туда, нас, по сложившейся традиции, проверили на предмет «терроризма». Оружия не оказалось. Теперь можно. Все чисто. Прошли турникет, нам вручили символическую листовку, и вот мы уже топчем ногами одно из чудес света!

Первое впечатление? Не могу объяснить… Но хорошо. Хорошо от того,  что мечты сбываются. Хорошо, что тепло и красиво. И очень много людей. Один поток тянется вверх, другой – обратно. Причем, у тех, кто возвращается, спины с темными пятнами от пота. Поначалу мне это непонятно, но уже очень скоро все становится на свои места.

Прямой дороги на Стене нет. Она то резко уходит вниз, и ты стараешься не сбежать, а аккуратно пройти, чтобы никого не задеть. Тело уходит назад, а ноги вперед. Со стороны это смотрится весело. А уже из нижней точки этой дорожной синусоиды надо идти вверх. Наклон «тропы» градусов в 30-35. Нагрузочка, скажу я вам…

Великий Мао, которому все здесь поклоняются беспрекословно и очень трепетно, утверждал, что каждый, кто считает себя китайцем, просто обязан побывать на Стене. Наверное, он прав. Здесь, если проникнуться чувством собственного патриотизма, просто можно захмелеть от величия этого удивительного сооружения, потрясающей длины и глубины временных лет. Стройка длиною почти в 2000 лет, толщиною стен в три метра, сторожевыми башнями, что стоят с интервалом в 60-100 метров и общей протяженностью в четыре тысячи километров… А еще это была граница между Россией и Китаем. И об этом можно говорить долго, умно и запутано. Так, как это было в самой истории.

Я смотрю вниз, и путаюсь в этажном эквиваленте высоты. То ли я на третьем этаже, то ли на четвертом… Какая конница может одолеть такой «барьер»? Удивительно…

Но тут же тебя толкают то слева, то справа. Все фотографируются. У китайцев это национальное хобби. Мало того, все еще хотят сфотографироваться именно с тобой. И если ты согласишься с одним… Это будет надолго и всерьез. А ведь и самому хочется сделать снимки на память. А дорога уходит все выше и выше. К небу? А может быть на край земли? Я устал. Привал. Сажусь на теплые ступени Великой стены и прижимаюсь плечом к истории. Пусть меня обходят те, кто спешат.

И обходят. И не ворчат. Наверное, понимают. Переводчики здесь не нужны.

Это потом, когда будет завершен наш туристический маршрут, который мы придумали себе сами, надо успеть вернуться к нашему таксисту. Маленький сине-желтый украинский флажок, установленный на спинке заднего сиденья, как ориентир, нас ждет где-то далеко внизу.

Уставшие, но довольные движемся вниз, по пути навещая местные магазинчики с сувенирами. Лучше бы мы этого не делали… Ну, очень приставучи местные продавщицы. Ну, очень… Нам удалось вырваться. А за углом уже палаточный ряд и авангард из атакующих нас китаянок. И всюду изображения Великой китайской стены. На всем. От значков до… Это «до» бесконечно, как ряды продавщиц и их энтузиазм.

Заметивший нас водитель такси, машет руками. И мы ему машем: «Уже идем!»  Потому что, скажу честно, очень устали. Но это приятная усталость. Маленький кулечек с сувенирами лежит рядом. В такси можно вытянуть ноги и расслабиться. Едем домой. А Стена то здесь, то там выглядывает из-за поворотов, словно не желая с нами прощаться. А мы и не прощаемся. Мы просто говорим ей: «До свидания!». Жизнь штука сложная и кто знает…

 

Сергей Аллахвердян

Фото автора и его верных друзей: Александра Задираки и Антонио Гриппа

Один комментарий: К Стене! – Заметки из путешесвтия по Китаю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× шесть = 24

Архив записей
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Свежие комментарии

Уважаемые посетители убедительная просьба
– при использовании материалов обязательно ссылаться на сайт.
Так же буду очень благодарен за ваши отзывы. Спасибо!